ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
Государственное бюджетное нетиповое
образовательное учреждение Санкт-Петербурга «Балтийский берег»
191119, Санкт-Петербург, ул. Черняховского д.49 А
(812) 764-04-00
info.bb@obr.gov.spb.ru

Государственное бюджетное нетиповое
образовательное учреждение Санкт-Петербурга «Балтийский берег»

МЕНЮ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОТДЫХ И ОЗДОРОВЛЕНИЕ

ИНФОРМАЦИЯ

Дистанционное обучение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В АПРЕЛЕ-МАЕ 2020 ГОДА.

Рекомендации будут совершенствоваться по мере обретения Региональной маршрутно-квалификационной комиссией СПб, как службой организационного и методического сопровождения походов и экспедиций, совершаемых юными петербуржцами, опыта организации дистанционного обучения. Следите за новостями Городской станции юных туристов!

При всем нашем желании не все разделы программ, реализуемых обычно в активных формах туристско-краеведческой деятельности, можно изучить методами дистанционного обучения, потому коррекция рабочих программ неизбежна. Объемы коррекции зависят от того, какие рабочие программы педагогов были утверждены в текущем учебном году. Апрель-май – это время подготовки к летним походам (состоятся же они когда-нибудь, в конце-то концов!). Поэтому в тот период начинающие туристы (1 – 2 год обучения) начинают изучать или повторять темы, имеющие отношение к снаряжению, используемому в летних походах и к структуре походной группы, движущейся по тому или иному маршруту.

Обучающиеся 3 – 4 годов обучения – опытные туристы, юные инструктора приступают к непосредственной подготовки маршрутов летних походов, к составлению раскладки продуктов, комплектованию ремнабора, аптечки и прочее.

I

Вниманию педагогов, работающих с группами 1-2 годов обучения, Городская станция юных туристов предлагает методическую разработку «Опорные конспекты и рекомендации по темам, изучаемым на первом-втором году занятий туризмом по курсу начальная туристская подготовка «В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ ДЕТСКОГО ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ». Учебный материал представлен в виде конспекта и предназначен, прежде всего, для педагога или обучающегося, уже обладающего некоторыми знаниями по технике полевого походного быта и технике пешеходного туризма.

В начале каждой темы стоит список интернет- ресурсов по данному разделу, с которым педагог или обучающийся может ознакомиться самостоятельно.

В заключении каждой темы дано по десять контрольных вопросов для повторения и закрепления пройденного материала.

Заполненные и сданные тесты послужат доказательством проведения занятия по темам конспектов.

В настоящее время в методической разработке представлены конспекты и тесты не по всем темам, поименованном в содержании. Конспекты будут дополняться по мере работы методистов Городской станции юных туристов. Но началу работы с разработкой ее неполнота не мешает. Пять тем уже представлены в разработке. Составляются тесты по остальным темам.

II

Для групп юных инструкторов туризма – обучающихся 3-4 годов обучения предлагается следующий формат дистанционной работы.

В распоряжении Региональной маршрутно-квалификационной комиссии имеется электронных архив отчетов походов, совершенных петербургскими группами и группами – участницами Всероссийских соревнований и конкурсов походов и экспедиций учащихся. На базе этих отчетов рекомендуем организовать подготовку учащимися маршрутов воображаемых и планируемых к реальному совершению в 2020 году пешеходных, горных и водных походов. На сайте ГБОУ «Балтийский берег» на странице Городская станция юных туристов в разделе РМКК вывешены:

  • бланки маршрутных и других документов, имеющих отношение к совершению путешествия;
  • каталог библиотеки электронных отчетов о походах юных петербуржцев;
  • каталог библиотеки лучших электронных отчетов о походах участников финала Всероссийского конкурса походов и экспедиций обучающихся в 2019 году.

Предлагаем педагогам:

  1. Выбрать район совершения путешествия и интересующие их в этом плане отчеты по списку.
  2. Написать и прислать на электронный адрес РМКК Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.  заявку на предоставление электронных отчетов для организации работы с детьми.
  3. Самостоятельно определить время, необходимое обучающимся для изучения и заполнения соответствующих разделов маршрутных книжек (план похода, сложные участки маршрута и способы их преодоления, материальное обеспечение группы, контрольные сроки). Убеждены, что, например, план похода, даже имея на руках необходимые отчеты, за два часа не составишь. Нужно, как минимум шесть. Материальное оснащение группы предполагает составление раскладки продуктов, контрольные сроки – работу по определению места и формы постановки на учет в органах ГУ МЧС России по району совершения путешествия.
  4. Время, отведенное для заполнения обучающимися тех или иных разделов маршрутной книжки, руководитель проводит у компьютера, отвечая на вопросы обучающихся, возникающие у них по мере работы.
  5. Итогами работы обучающихся будут предоставленные вам разделы маршрутных книжек, которые могут сдаваться после каждого занятия или после завершения работы над тем или иным разделом маршрутной книжки.
  6. Вспомните свой личный опыт, переговорите с завучем и определите, какое время у вас и ваших подопечных займет вся эта работа и соответственно пересмотрите расчасовку рабочих программ.

Материалы по темам

Методическая разработка «В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ ДЕТСКОГО ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ»а-апредставлены конспекты занятий и задания с ответами для юных туристов первого-второго годов обучения по темам:

  • «Снаряжение личное. Рюкзак.»
  • «Снаряжение групповое. Палатка, костровое оборудование»
  • «Обязанности в походной группе»
  • «Движение по маршруту»
  • «Полевой лагерь»
  • «Дрова. Костер. Приготовление пищи»
  • «Продукты в поход»
  • «Походная аптечка»
  • «Оказание первой помощи»
  • «Компас и карта»
  • «Узлы»

Методические рекомендации учебной части и методического кабинета Городской станции юных туристов по организации дистанционных занятий с обучающимися

КАРТОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ

Справочная литература и интернет-ресурсы:

"The Forest"

"Virtual-O"

"Трейл-О"

O-Puzzle (запоминание условных знаков)

World of o-Maps - архив карт со всего мира

"Фотоориентирование в СПб"

Конспекты занятий

  1. Виды карт
  2. Чтение карт
  3. Техника работы с картой

Игры, вопросы, кроссворды

  1. Занимательная топография и ориентирование
  2. Верите ли вы...?
  3. Кроссворд по топографии

ТЕХНИКА ПОЛЕВОГО ПОХОДНОГО БЫТА

Справочная литература и интернет-ресурсы

Лучшие региональные практики

Конспекты занятий

  1. Полевой лагерь
  2. Советы по обустройству полевого лагеря
  3. Виды костров
  4. М.Г. Литвинов "О палатке"

Игры, вопросы, кроссворды

Игра "Путешествуй безопасно"

он-лайн тесты по ТППБ и ТПТ от Р.В.Самохина и М.А.Тарасовой:

ТЕХНИКА И ТАКТИКА ПЕШЕХОДНОГО ТУРИЗМА

Справочная литература и интернет-ресурсы

Видеозанятия по ТТПТ

Конспекты занятий

  1. Узлы
  2. Проходимость болот
  3. Руководство для судей и участников соревнований на пешеходных, горных и комбинированных (в пешеходной и горной части) контрольных туристских маршрутах. Технические этапы

Игры, вопросы, кроссворды

Узлы

Узлы 2

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ (ПП)

Справочная литература и интернет-ресурсы

  1. А.А.Коструб. Медицинский справочник туриста
  2. Г.А.Макаров. Медицинский справочник тренера
  3. Экспедиционная медицина
  4. Способы осветления и обеззараживания воды в экспедиционных условиях
  5. Оказание медицинской помощи в горах
  6. Биохимия спорта
  7. Первая помощь обучение
  8. Мультик «Скажи микробам – нет»

Видеозанятия по ПП:

  1. Мультипликация. Первая медицинская помощь
  2. 10 ошибок при оказании первой помощи
  3. Школа первой помощи
  4. Первая помощь при ушибах, растяжениях и переломах
  5. Первая помощь при ожогах
  6. Термические ожоги
  7. Первая помощь при отравлениях 1 и 2
  8. Учебная видеотека по ПМП
  9. База видеоуроков по оказанию ПМ и неотложной помощи

Конспекты занятий:

  1. Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи.
  2. Первая медицинская помощь при получении травм в походе.
  3. Ушибы и переломы. Техника транспортировки пострадавшего.
  4. Укусы насекомых.

Игры, вопросы, кроссворды:

  1. Игра – «Первая медицинская помощь»
  2. Подборка тестовых вопросов по ПМП.
  3. Ситуационные задачи по ПМП
  4. Познавательна игра «Скорая помощь»
  5. «Зачетный Урок-игра по оказанию первой помощи»

ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ОФП)

Справочная литература и интернет-ресурсы:

  1. Анатомия физический упражнений.
  2. Банковский Ю. В. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта. - М.: 1996.
  3. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. –М.; «ФиС», 1977.
  4. Горшков А.Г., Еремин М.В. Избранный вид спорта с методикой тренировки и руководства соревновательной деятельностью спортсменов, Изд.»КноРус», 2019
  5. Чикин А.С. Назаренко А.С. Физиология спорта, М., «Спорт», 2016
  6. Учебники по физической культуре и спорту
  7. Книги для тренеров
  8. Дистанционные курсы по физической культуре и спорту

Видеозанятия по ОФП

  1. Разминка перед любой тренировкой 1 и 2
  2. ОФП горного туриста
  3. Тренировка ОФП дома

Конспекты занятий:

  1. Общая физическая подготовка туристов.
  2. Основы ЗОЖ
  3. Физическая подготовка туриста.
  4. Открытое занятие по ОФП

Игры, вопросы, кроссворды:

300 подвижных игр

ТЕХНИКА И ТАКТИКА ВОДНОГО ТУРИЗМА

Справочная литература и интернет-ресурсы:

Техника гребли на байдарке

Техника гребли на катамаране

Техника гребли на рафте: Блог Сергея Петрова с видео

Тактика в водном походе

О переохлаждении в воде

Видеозанятия по ТВТ

Техника гребли на байдарке

Техника гребли на катамаране

Техника гребли на рафте

Препятствия водных маршрутов

Конспекты занятий:

  1. Обзор регионов водного туризма.
  2. Обзор сплавных судов.
  3. Общее и специальное снаряжение туриста-водника.
  4. Топография и ориентирование на воде.
  5. Техника водного туризма.
  6. Безопасность.
  7. Безопасность в водном походе.

Игры, вопросы, кроссворды:

  1. Он-лайн игра «Каяк»
  2. Лягушачий рафтинг
  3. Гонки на каяках

 

Видеоматериалы

 

"ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ВЯЗКЕ УЗЛОВ" (май 2020 г.). Фрагмент занятий педагогов В.П. и Л.В.Опутниковых.

"РАБОТА ПЕДАГОГОВ ПО ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ"(апрель 2020 г.). В фильме использованы фрагменты занятий педагогов: В.П. и Л.В. Опутниковых, М.А. Тарасовой, Р.В. Самохина, Д.В. Базалеева, Е.И. Козленко.

5 самых смертоносных вершин мира

Документальный фильм-путешествие про горы «Ген высоты, или как пройти на Эверест» 1 серия

Документальный фильм-путешествие про горы «Ген высоты, или как пройти на Эверест» 2 серия

«Семь лет в Тибете» Фильм снят по мотивам одноимённой автобиографической книги Генриха Харрера, описывающей историю приключений австрийского альпиниста в Тибете в годы Второй мировой войны. В фильме сохранена только общая последовательность событий, многие подробности придуманы.

Фильм о восхождении, аварии и мужестве, красоте и силе природы

Фильм о восхождении на К2 (Гималаи). Один из немногих художественных фильмов близких к реальности. Почти без киношных ляпов.

«Штормовое предупреждение». Фильм, иллюстрирующий ошибки при подготовке и проведении похода в горах. Хороший фильм для просмотра и последующего обсуждения с обучающимися старшего школьного возраста (8-11 кл.), планирующими не первый горный поход.

Он-лайн телевидение от ЦДО Лаборатории Путешествий (не очень профессионально с точки зрения педагога-туриста, но по-журналистски динамично).

Документальный фильм «Зона смерти Нанга Парбат». Бескислородное восхождение на 8000+ и спуск на лыжах (2020).

Смешарики «Приятные новости». Об оптимизме и присутствии духа

Презентация «Виды костров»

Мультиурок «Способ добычи огня»

Видеоинструкция от Pixar «Как поставить палатку»

Мультфильм «Как обогреть палатку»

Презентация «Карабинные узлы» из материалов для дистанционной поддержки учащихся по дополнительной программе «Спортивный туризм. Дистанция»

Презентация «Планирование дневного перехода» из материалов по теме занятия «Планирование дневного перехода в плане подготовки к походу»

Презентация «Переправы вброд через водные преграды»

Презентация «Структура отчета о походе» из материалов для дистанционной поддержки учащихся по дополнительной программе «Спортивный туризм. Дистанция»

Фильм МЧС «Первая помощь пострадавшим»

ОФП:

Презентация "Моделирование тренировочного процесса"

Презентация "Планирование годового цикла физической подготовки юного туриста"

Презентация "Упражнения с мячом дома"

Презентация "Упражнения со скакалкой дома"

Мультфильм «Ради здоровья»

Смешарикиа«Быть здоровым-здорово». Азбука здоровья.

Смешарикиа«Кому нужна зарядка». Азбука здоровья.

Мультфильма«Снежные дорожки»

 

Справочники

 

Справка по интернетресурсам

Как создать опрос на Google-форме

Энциклопедия туриста

А.А.Коструб. Медицинский справочник туриста

Г.А.Макаров. Медицинский справочник тренера

Пензенская Станция юных туристов (подборка материалов и заданий по основам туристских знаний, истории и видам туризма, краеведению)

Дистанционные курсы по физической культуре и спорту

Физкультура и спорт. Электронные книги

Методические разработки организации и проведения занятий по спортивному ориентированию на сайте ФЦДЮТиК

Ежи Талага «Энциклопедия физических упражнений»

Библиотека упражнений по спортивному ориентированию

Литература по спортивному ориентированию от Федерации спортивного ориентирования

Книга Балабанов И. Узлы.

© 2024. ГБНОУ "Балтийский берег".