dlya-slabovidyashih

gusbp

Главная Новости СЮТУР К итогам Второй всероссийской смены детских туристских объединений. МДЦ «Артек». 25 сентября – 15 октября 2017 года
К итогам Второй всероссийской смены детских туристских объединений. МДЦ «Артек». 25 сентября – 15 октября 2017 года Печать E-mail
14.10.2017 09:53

20171014_01

Всероссийская смена закончилась, официальные релизы и статьи-итоги написаны и опубликованы, настало время профессионального (более или менее) анализа результатов, в ходе которого нам, возможно, придется рассказывать не только о больших и определяюще важных плюсах смены, но и о том, что в каком-то ракурсе может показаться и минусом.

Не все плюсы, не все итоги смены выражаются протоколами проведенных на смене соревнований. Кроме объективизированных протоколами результатов есть и результаты воздействия «химии» «Артека» на души (личности) участников смены. Эти результаты определить бывает очень непросто, потому что не все в этой «химии» обусловлено действиями организаторов артековской жизни, если только не отнести к числу организаторов буквально всех участников смены: вожатых, учителей, привлеченных специалистов, обслуживающего персонала и – главное – самих детей: самых многочисленных участников смены. Дети из многих регионов России на туристской смене перемешались в четырнадцати отрядах лагеря «Речной» и кроме коллективных отчетов судьям соревнований, так сказать «в частном порядке» делились впечатлениями о походах, рассказывали друг другу о регионах совершения путешествий, о своих родных регионах, о своих педагогах (надеемся, только хорошее).

Пропуском на участие в смене для представителей регионов России был результат, показанный экспедиционно-походным объединением региона на Всероссийском конкурсе походов и экспедиций обучающихся. Это предопределило состав участников смены, среди которых больше всего было юных петербуржцев и представителей Челябинской области. В каких регионах России больше занимаются развитием активных форм туристско-краеведческой деятельности (походы и экспедиции), в тех регионах и вырастили максимальное число победителей и призеров Всероссийского конкурса и, стало быть, максимальное число участников смены. Такой способ комплектования смены является посланием регионам. Хотите, чтобы ваши дети были в «Артеке»? Развивайте туристско-краеведческую деятельность «на местах». То же касается юных путешественников: будьте активными на маршруте, изучайте окружающий мир, фиксируйте свои наблюдения, и в нужном месте и в нужное время вы сумеете хорошо рассказать о своем путешествии, убедить всех в том, что оно было не только прекрасным для вас, но и образовательно эффективным, личностно развивающим! Отрадно видеть, что послание доходит до адресатов. Преимущество в количестве участников на смене 2017 года не гарантировало «продвинутым» регионам преимущество в качестве результатов участия в смене. В число лауреатов и победителей соревнований походов и экспедиций вошли не только представители СПб и Челябинска, а также Москвы, города Верещагин Пермского края, города Ставрополь, города Кыштым Челябинской области, поселка Октябрьский Фалёнского района Кировской области, села  Рельёвка одноименного района Воронежской области, разных районов Карелии. Особенно хочется отметить представителей Воронежской области. В большинстве других случаев рост качества походов и рассказов о них можно объяснить опытом участия объединений из регионов в прошлых конкурсах  и в прошлой всероссийской смене в «Артеке», но «рельевцы» выскочили, что называется, как черт из коробочки и хорошо представили хороший поход.

Перед тем, как рассказать об удачах и относительных неудачах других экспедиционно-походных объединений – участников смены, необходимо напомнить, в чем конкретно соревновались объединения. В программе второй всероссийской смены в «Артеке» проводились вторые очные соревнования походов и экспедиций учащихся.  Очность соревнований выражалась в том, что качество проведенных походов определялось не на основе анализа письменных отчетов о путешествиях, а на основании устных рассказов команд участников путешествия. После рассказа участники путешествия должны были не только «глаза в глаза»  ответить на вопросы судей соревнований, но и так же воочию, на дистанции «контрольный туристский маршрут» продемонстрировать судьям экспедиционно-походные навыки, приобретенные и закрепленные в соревнующемся путешествии. Последнее получилось только частично. Для участия в «контрольном туристском маршруте» команды участников смены оказались сформированными не по группам, совершившим то или иное путешествие, а по отрядам «Речного». «Притирка» программ партнеров проведения всероссийской туристской смены (МДЦ «Артек» и ФЦДЮТиК) еще продолжается, и в данном случае традиции лагерной жизни отодвинули цели организаторов соревнований походов и экспедиций «на второй план». Экспедиционно-походные навыки были продемонстрированы, но учесть качество демонстрации применительно к соревнованиям походов и экспедиций оказалось практически невозможным.

20171014_02

В то же время неполноценное проведение второго вида программы соревнований не превратило соревнования детских походов в соревнования детских отчетов. О плохом походе нельзя хорошо отчитаться! Хорошо представленный несложный поход остается очевидно несложным походом, а вопросы судей, задаваемые участникам путешествия, вскрывают и подробности совершенного путешествия, и уровень  интеллектуальной и физической активности участников экспедиции или похода. В несложном походе активность участников не бывает высокой, а ведь именно активность каждого путешественника, развивающая личность этого путешественника, является главным параметром, оцениваемым судьями и определяющим успех или неуспех путешествия в проводимых соревнованиях. В этом – очном – оценивании заключается одно из принципиальных отличий соревнований походов и экспедиций, проводимых образовательными организациями, от соревнований по спортивному туризму в группе дисциплин «маршрут», проводимых спортивными федерациями по письменным отчетам о путешествиях. Второе отличие состоит в том, что кроме походов по категорийным маршрутам в «образовательных соревнованиях» принимают участие и экспедиции, развивающие своих участников ничуть не меньше спортивных походов.

Вернемся к комментариям результатов. Очность соревнований предполагает, что совершенное путешествие представляется, если и не всеми, то уж никак не одним или двумя участниками путешествия. Те походы и экспедиции, которые представлялись недостаточным составом участников, но сами по себе  оставались достойными путешествиями, получали звание лауреатов соревнований. Так же лауреатами становились походы тех категорий сложности, в которых факта соревнований между походами попросту не случилось: походы были единственными в своей номинации.  Ну и наконец, без победителя осталась номинация соревнований «маршрутные экспедиции». Ни одна из представленных экспедиций не показалась судьям достойной первого места. Внутри номинации итоги выглядели вполне очевидными, но по своей образовательной (развивающей и воспитательной) значимости маршрутные экспедиции настолько сильно проигрывали участникам соревнований в других номинациях, что признавать какую-то из них  равной остальным победителям в номинациях было бы очень неправильным.

Близкими оказались результаты, показанные участниками в номинации «стационарная экспедиция». Представленные путешествия (их было три) были добротными и, безусловно, заслуживали звания «экспедиция», но по научной фундаментальности и развивающей эффективности проведенных исследований на первое место вышла петербургская экспедиция «Живая вода». Участники московской историко-археологической экспедиции продемонстрировали большую одаренность в области художественного творчества, в их экспедиции было много социально значимой деятельности, характерной для агитбригад прошлого времени, несущих «просвещение в массы». Участникам экспедиции стоило бы еще больше связать содержание своих «даваемых на местах» театрализованных представлений с содержанием экспедиционных исследований, но и сделанного оказалось достаточно, чтобы обыграть сильную эколого-биологическую  экспедицию из Выборгского района Санкт-Петербурга, занявшую в итоге третье место.

Полевые исследования проводились не только в экспедициях, но и походах. Объектом исследования в них были маршрут и район совершения  путешествия. В большинстве походных номинаций протоколы соревнований дают достаточно полное представление об имевшей место борьбе. Иногда победители и призеры Всероссийского конкурса походов и экспедиций на очных соревнованиях менялись местами.  Эти перемены могли иметь не одно объяснение. Приведем некоторые из них:

  1. Отчет на Всероссийский конкурс был грамотно написан руководителем, дети не принимали (или почти не принимали) участия в составлении письменного отчета, не были достаточно активными в исследовании маршрута похода.
  2. В процессе подготовки устного отчета о путешествии участники увлеклись внешними и якобы творческими эффектами в ущерб экспедиционно-походной содержательности своих выступлений.
  3. Лидеры экспедиционно-походного объединения не приехали на соревнования в «Артек» по возрастному ограничению или по каким-то другим основаниям, а приехавшие участники не смогли представить свое путешествие с необходимой убедительностью.
  4. Уже в самом лагере члены экспедиционно-походного объединения не смогли правильно подготовить себя к выступлению, не все пришли, недонастроились или, напротив, перегорели.
  5. Комбинация всех перечисленных выше причин.

Какие из перечисленных причин в каждом конкретном случае являлись определяющими, могут знать руководители экспедиционно-походных объединений, но подспудное желание оправдаться может помешать им правильно оценить происшедшее. Свои мнения и свои объяснения есть у судей состоявшихся соревнований, но обмен мнениями должен быть двусторонним, ему нет места в настоящей статье.

А вот чему есть место в статье, так это констатации наличия небезопасной тенденции отдельных руководителей объединений под видом пешеходных путешествий совершать горные путешествия. В случае маршрутов первой категории сложности протяженность пешеходных и горных маршрутов равна, но не равны составы и сложность препятствий, допускаемых на пешеходных и горных маршрутах.  Не равны и высоты совершения путешествий, отличаются акклиматизационные графики и оптимальные режимы движения по маршрутам походов. Организаторы соревнований настоятельно рекомендуют выпускающим маршрутно-квалификационным комиссиям в регионах России обращать внимание на районы совершения путешествий и на составы препятствий на маршрутах пешеходных походов первой-второй категории сложности. Повышение безопасности походов и экспедиций является одной из целей проведения наших соревнований. Только что данная рекомендация напрямую относится к безопасности детских походов. Хочешь в горы – собирайся в горный поход и, соответственно, к нему и готовься!

20171014_03

В заключении сделаем выводы из настоящего и расскажем о надеждах на будущее. Всероссийские соревнования походов и экспедиций учащихся имеют хорошие перспективы развития. Технология проведения очных – на стадии представления отчетов о совершенных походах – соревнований была продемонстрирована в декабре 2015 года  на Всероссийской педагогической конференции в Санкт-Петербурге [1]. Перед демонстрацией эта технология апробировалась на протяжении двадцати лет, но необходимо было доказать ее жизнеспособность во всероссийском масштабе. В 2016 году на первой смене детских туристских объединений в «Артеке» отчеты о своих путешествиях представили дети из разных регионов России. Преимущество юных путешественников из Санкт-Петербурга было подавляющим, но уже в следующем, 2017 году этого не случилось. Из 13 номинаций соревнований петербуржцы победили (стали лауреатами) только в пяти. За один год качество выступлений команд из разных регионов России значительно выросло. При продолжении проведения  соревнований в «Артеке» (или в каком-либо другом месте) оно будет и дальше расти. Но в регионах должны понимать проблемы организаторов. Выступление участников соревнований по-прежнему оценивает судейская коллегия, состоящая в основном из представителей Санкт-Петербурга. Передачи опыта судейства не происходит. Это неправильно. Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения не имеет возможности привезти в «Артек» свою коллегию судей. Судьи должны приезжать из регионов России. Сопровождающие детей педагоги не должны исчезать в первый день смены, чтобы снова появиться в последний. Они должны оставаться в «Артеке» и помогать специалистам Федерального центра проводить не только соревнования походов и экспедиций, но и другие туристские мероприятия (мастер-классы, соревнования на контрольных туристских маршрутах, соревнования по ориентированию и т.д.). В этом году федералам и петербуржцам на контрольном туристском маршруте помогли севастопольцы. Соревнования смены могут и дальше проводиться с помощью крымчан. Но мастер-классы в «Артеке» должны проводить лучшие педагоги из разных регионов России, а Всероссийские соревнования походов и экспедиций должна оценивать межрегиональная коллегия судей, в которой представительство регионов должно быть не намного меньшим, чем представительство среди участников соревнований. И чем больше экспедиционно-походных объединений из региона принимает участие в смене, тем на большую помощь от региона вправе рассчитывать организаторы. Повторим: в одиночку Федеральный центр с проведением Всероссийских соревнований не справится. У него нет на это ни штатов, ни дополнительного финансирования. Всероссийская смена должна стать делом всех регионов России. Регионы должны не только потреблять, но и создавать смену в «Артеке» и в целом всероссийские соревнования походов и экспедиций учащихся независимо от места их проведения. По-другому все просто умрет. Пока не умерло, надо начинать помогать. Услышьте нас, регионы России!!!

 20171014_04

Протоколы соревнований прикреплены к данной статье.

Литература.

  1. Туристско-краеведческая деятельность вчера и завтра. Материалы пленарного заседания Всероссийской педагогической конференции «Смотры-конкурсы походов и экспедиций в отечественной системе образования». 6 – 10 декабря 2015 года. – СПб.: Арт-Экспресс, 2015.

 

Губаненков С.М.

главный судья Всероссийских соревнований походов и экспедиций,

кандидат педагогических наук,

«Заслуженный путешественник России»

(Санкт-Петербург, ГБОУ «Балтийский берег»)

 

Новости СЮТУР

Подразделения

Документы

Контакты

Администрация
ГБОУ
«Балтийский берег»

191119,
Санкт-Петербург,
ул. Черняховского 49А
  (812)764-04-00


© 2001-2017  Государственное бюджетное образовательное учреждение "Балтийский берег"