Осенний слет педагогов-туристов Санкт-Петербурга Печать
24.09.2013 23:35

21-22 сентября 2013 года во Всеволожском районе Ленинградской области (оз. Кельзалампи) прошел осенний слет педагогов-туристов Санкт-Петербурга.

 

Туристский слет педагогических работников Санкт-Петербурга.

Сентябрь 2013 г.

К итоговым протоколам слета.

Сопроводительная записка.

Обращаем внимание на то, что название слета на вымпеле и значке мероприятия «Слет педагогов-туристов Санкт-Петербурга» точнее отражает суть проведенного мероприятия, чем официальное название «Туристский слет педагогических работников Санкт-Петербурга». На слете собрались не просто педагогические работники, решившие чуть-чуть позаниматься туризмом, а педагоги-туристы, занимающиеся туризмом на профессиональной основе – с детьми. Но еще более точным было бы название «Слет-семинар педагогов-туристов Санкт-Петербурга». Как и слет 2012 года, в 2013 году слет был не спортивным, а обучающим. Организаторы приглашали на слет педагогов-туристов с небольшим опытом практической работы в детском туризме. Но небольшой опыт все-таки надо было иметь.

Кроме членов команд – участниц слета к проведению мероприятия в качестве лекторов-судей приглашались педагоги-туристы, обладающие большим опытом походной работы с детьми. В проведении слета приняли участие мастеровитые педагоги Колпинского (Опутникова В.П., Опутников Л.В.), Московского (Лазарев М.В.,        Егорова Н.И., Кедрова Т.И.), Невского (Новиков А.А., Мержиевский И.В., Бахтина И.Л.) и Фрунзенского (Корнев И.В.) районов Санкт-Петербурга и Станции юных туристов ГБОУ «Балтийский берег».

В слете приняло участие семь коллективов: две команды Фрунзенского района, две команды Станции юных туристов и по одной команде из Колпинского, Курортного и Петроградского районов Санкт-Петербурга. В остальных районах города или нет педагогов-туристов, кому было бы по-настоящему необходимо участие в обучающем слете, или нет детского туризма совсем. Ну или туристские организаторы районов и образовательных учреждений Санкт-Петербурга не нашли времени познакомиться ни с планами работы, ни с материалами электронной рассылки городского опорного центра по туристско-краеведческой деятельности (Станция юных туристов ГБОУ «Балтийский берег»). Увы.

Выводы, к которым пришли организаторы по результатам проведения слета:

  1. Пользоваться спутниковым навигатором, компасом и картой приехавшие на слет педагоги-туристы в целом умеют. Можно надеяться, что, уйдя с детьми в дремучий лес, они сумеют из леса и выбраться. В то же время хочется лишний раз напомнить педагогам, что топографические карты, по которым мы ходим в походах, значительно отличаются от карт спортивного ориентирования. На них больше неточностей и в целом меньше подробностей. Ориентирование по топографической карте требует от штурмана развитой интуиции. Интуицию нужно тренировать.
  2. Навыки составления технического описания маршрута похода у педагогов-туристов выражены в незначительной степени. Здесь есть простор для совершенствования, и это совершенствование в целом необходимо, потому что педагоги-туристы должны не только сами уметь составлять описание пройденного маршрута, но и учить этому своих подопечных. Мы не оценивали сданные описания. Мы предлагаем участникам слета самостоятельно ознакомиться с вариантом технического описания, который мы принимали за приемлемый образец, и сравнить сделанные ими описания с образцом. И кстати (к пункту 1): составление описания учит видеть подробности рельефа и в целом тренирует ту самую интуицию, которая нам необходима, чтобы ориентироваться на маршрутах походов.
  3. На дистанции «Техника пешеходного туризма» старшими судьями технических этапов дистанции в течение контрольного времени были проведены одновременно и лекции и практические занятия с командами по прохождению этапов. Команды проходили этапы с разным уровнем самодеятельности и обладали разным уровнем технической подготовленности. В то же время мы констатируем наличие в профессиональном арсенале педагогов-туристов эклектичной смеси технических приемов преодоления препятствий маршрутов. Смесь составляется из приемов спортивного туризма (группа дисциплин  «дистанции пешеходные»), приемов, применяемых на играх «Зарница», на районных турслетах и – в последнюю очередь – непосредственно в путешествиях. Очистить технику совершения путешествий от всевозможных примесей является одной из важнейших и постоянных задач проведения слетов-семинаров педагогов-туристов.

Кроме эклектики стиля работы с веревкой можно констатировать следующее: у части участников слета отсутствуют не только стиль, но и навыки работы с веревкой. Понятие есть, а навыков нет. Поэтому все происходило очень медленно, что, впрочем, на данном мероприятии никому не мешало.

  1. В то же время судьями технических этапов повсеместно отмечается хороший настрой и обучаемость участников слета, их позитивность и доброжелательность. Мы надеемся, что судьи были не менее доброжелательными к участникам слета, чем участники – друг к другу и к судьям.
  2. Впервые после 1988 года в программу слета был включен этап «Укладка бревна». Команды справились с укладкой под наблюдением и с советами организаторов. Старший судья этапа, судья всесоюзной категории             Э.Х. Циперсон предупреждает педагогов, что при проведении учебных занятий по укладке бревна с детьми педагоги должны использовать бревно толщиной не более чем с оглоблю. Этап не безопасен, дети (и педагоги) должны сначала достичь совершенства во владении техникой укладки и лишь затем подступаться к тяжелым бревнам, которые не только можно уложить через ручей, но по которым можно через ручей переправиться.

Организаторы хотят выразить огромную благодарность педагогам районов, помогавших Станции юных туристов в проведении слета. И отдельно поздравляем команду педагогов Курортного района. Нам известно о многолетних и, к сожалению, не слишком успешных усилиях директора Дома детского творчества «На реке Сестре» Татьяны Александровны Муровой по возрождению по-настоящему образовательного детского туризма в Курортном районе. Конечно, от других команд – участниц слета команда Курортного района отличалась меньшей умелостью. Но – лиха беда начала – после стольких лет почти беспросветных попыток в конце тоннеля забрезжил заслуженный свет.

Организаторы

С итоговыми протоколами и техническим описанием участка маршрута Вы можете познакомиться в прикрепленных файлах.

Файлы:
1. Протокол результатов
2. Техническое описание

 

uchit_osen2013_11 uchit_osen2013_10 uchit_osen2013_7